Сайт воспитателя 1 категории Коньковой Натальи  Фёдоровны МКДОУ№6 г.Миньяра
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сказка как метод развития речи в подготовительной группе

 

Цель:

- познакомить воспитателей с опытом работы по развитию речи в подготовительной группе;

- раскрыть многообразие методических приемов, помогающих сделать работу по развитию речи более эффективной.

Ход консультации:

В старшем дошкольном возрасте приоритетным направлением работы с детьми является развитие связной речи. На занятиях с использованием художественных произведений решаются все речевые задачи.

Но существуют определенные требования к выбору художественных произведений. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке определенные черты личности. Произведения должны быть доступны детям по содержанию, близки их опыту, чтобы при чтении ребенок мог отразить личное отношение к сюжету и персонажам. Они должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти. Нужно, чтобы в художественном произведении присутствовали персонажи с ярко выраженными чертами характера. Мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными. Следует подбирать сюжеты с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Таким образом, можно выделить следующие требования к произведениям:

- доступность по содержанию;

- ярко выраженные черты героя;

- понятные мотивы поступков;

- объем должен соответствовать памяти и вниманию детей;

- доступный словарь;

- четкие фразы;

- отсутствие сложных грамматических форм;

- наличие образных сравнений, эпитетов, использование прямой речи в рассказе.

Понятно, что всем этим требованиям соответствуют, прежде всего, русские народные сказки. Дети при помощи сказок приобщаются к подлинно русской речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.

Для развития речи есть эффективные методы и приемы. Исходным приемом является образец чтения сказки. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или интересных отрывков.

Используются вопросы к детям, а также объяснения, указания. Значительное место занимают индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, выбор наиболее подходящей интонации.

Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала. Все это уточняет идею сказки, создает эмоциональный фон на занятии.

Очень хорошо развивает речь пересказ. Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен такой прием, как подсказ слова или фразы воспитателем. Практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

Если в сказке есть диалог, то используется прием пересказа по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка сказки с использованием игрушек.

В подготовительной группе возможны приемы передачи текста сказки от первого лица или разных героев, а также придумывание новой сказки. Дошкольники 6-7 лет должны уметь связно, последовательно, полно, без искажения пересказывать знакомую сказку. Также нужно учить детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок.

Когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже по выбору самих детей. Воспитатель называет две или три сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка.

Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения. Различными приемами нужно побуждать детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли проявить к сверстникам доброжелательное, заинтересованное отношение. Это имеет немаловажное значение в подготовке детей к школе.

Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка. Известно, что моторика руки связана с развитием речи, так как движения пальцев активизируют речевой центр коры головного мозга. Пальцы имеют большое количество рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Китае широко применяют упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

Поэтому очень эффективно развивать речь с использованием пальчиковых сказок. О пользе пальчиковых игр сейчас есть много статей и других работ.

Заключение:

Развитие речи имеет огромное значение для развития детей. Дети в подготовительной группе часто не умеют говорить связно, используют короткие, неразвернутые предложения, не используют эмоционально-выразительные средства передачи текста. Использование сказок помогает решить все эти проблемы.