Сайт воспитателя 1 категории Коньковой Натальи  Фёдоровны МКДОУ№6 г.Миньяра
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Роль сказки в развитии речи детей

 


      Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние

на развитии и обогащении речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих

чувств и взаимоотношений. Народные сказки открывают детям меткость и выразительн

 

 

 

ость языка, его богатство, демонстрируют насыщенность

родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

      Рассказывание и показ сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и т.п.).

После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки,

правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е.

постичь языковую особенность произведений данного жанра.

      Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы - они помогут детям точнее

охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей

направленности.

       Не менее важно рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами

воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.

       Иногда полезно повторять чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки,

замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

      Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание

природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

      Эффективным приемом в беседах по сказке являются ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане

обогащения и активизации словарного запаса, например зайца и тети вороны (сказка «Заяц-Хваста»).

Систематическое чтение , рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных

жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок

и рассказов.

^ Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

Отгадай название сказки

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и

произносит полное название.

Сивка… Мальчик…

Гадалка… Дюй…

Царевна… Золотой…

Гуси… Конек…

Крошечка… Мороз…

Аленький… Красный…

Доктор… Цветик…

Заюшкина… Бременские…

Что лишнее ?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относятся к этой сказке.

Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака петух(сказка «Лиса и заяц»).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).

Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси- лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна(сказка «По –щучьему велению»).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).

    Сказочная чепуха

         Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение,

переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка и придумывается ее игровая модификация.

Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц».

Между участниками распределяются

роли, за каждым закрепляется дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: для сказки «Репка» примерный набор дежурных фраз для ее персонажей может быть таким:

Репка – «Вау!»

Дед – «Я вам покажу!»

Бабка – «Что тебе…»

Внучка – «Прикольно».

Жучка – «Сейчас сплю».

Кошка – «Бубльгум».

Мышка – «Выходи, подлый трус!».

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая- пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет-потянет – вытянуть не могут.

Позвала бабка (…) внучку (…) . Внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут- потянут –

вытащить не могут.

Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку, дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут –

вытянуть не могут. Кликнула Жучка (…) кошку (…). Кошка (…) за Жучку (…), Жучка (…) за внучку (…), внучка (…) за бабку (…), бабка (…) за дедку (…),

дедка (…) за репку (…)- тянут – потянут – вытянуть не могут. И т.д.

 


            ДОМАШНИЕ СКАЗКИ

Умный зайчик

Жил – был зайчик по имени Степа. Он жил в лесу. У него много друзей: белка, волк, рысь, мишка. Они все жили дружно и весело.

Помогали друг другу. Степа был умный зайчик. Он знал все буквы и цифры. Все его друзья собирались у него дома, и он читал им сказки.

^ Семья Сазоновых

Принц и принцесса

Жил – был принц. Однажды поехал он на охоту. И в лесу встретил прекрасную принцессу. Она была очень грустной. Принцесса рассказала

принцу, что ее заколдовал злой колдун. Ночью она птичка, а днем – принцесса. Принц победил колдуна. И жили принц и принцесса долго

и счастливо.

 Семья Деляну

Волшебный камень

Жила на свете маленькая девочка, звали ее Соня. Однажды она играла с подружками на улице и увидела на земле блестящий камень.

Соня сразу взял его в руки и оказалась в волшебной стране. Там она превратилась в настоящую принцессу. У нее было нарядное пышное платье

, на голове сияла корона. В этой стране Соня увидела красивый замок, который сверка и переливался яркими разноцветными огнями.

Вокруг замка росли необыкновенной красоты цветы, порхали большие бабочки.

Соня пошла по тропинке к замку и встретила добрую Фею. Фея сказала, что Соня может остаться в этой сказочной стране, а волшебный камень,

который она держит в руках, исполнит любое ее желание. Соня, подумав, призналась, что ей очень нравится в волшебной стране: здесь так красиво.

Но все – таки она хочет вернуться домой.

«Хорошо,- ответила Фея,- камень исполнит твое желание». Соня закрыла глаза и тут же оказалась дома.

Так маленькая Соня побывала в сказочной стране. А потом она еще долго рассказывала эту историю и показала все чудесный

блестящий камень.

 

Анкета для родителей.

«Влияние сказки на речевое развитие детей»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы анкеты. По каждому пункту определите свою позицию, выбрав один из ответов. Нужное подчеркнуть.

1. Что для вас означает семейное чтение?


( Познавательное развитие, досуговое занятие, средство общения или что-нибудь.)

2.Имеет ли место семейное чтение сказок в вашем доме?

Да. Нет.( расскажите, приведите пример)

(Чтения вслух, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного, слушанием музыки или чем - ни будь другим.)

 3.Какие приемы работы со сказкой вы используете?

(Знакомство с автором, рассматривание иллюстрации, обсуждение характеров героев.)

4.Внимательно ли и с удовольствием слушает вас ребенок, когда вы читаете вслух?

Да. Нет.(почему, объясните?)

 5.Принимает ли ваш ребенок участие при чтении вслух? Задает ли вопросы в процессе чтения?

Да. ( Какие, например?) Нет.

6.Какие трудности вы испытываете в процессе семейных чтений?

(В выборе книг, технике чтения, интонации или в чем – ни будь другом.)